Незаконное удержание груза перевозчиком
Содержание статьи
В существующих условиях рынка грузоперевозок, почти каждая организация, работающая достаточно долго сталкивалась со случаями удержания груза, перевозчиком, экспедитором груза или водителем, которые под угрозой не выдачи груза требуют оплаты.
В частности, форум ати пестрит такими историями и складывается впечатление, что у людей нет конкретного представления о том, когда удержание груза перевозчиком является законным, а когда незаконным, как наказать перевозчика, удерживающего груз, и как восстановить свои права. Поэтому именно этом я и решил описать в данной статье.
Удержание груза экспедитором, удержание груза перевозчиком, когда это легально?
Для начала стоит стоит сказать, что такое удержание груза?
Удержание представляет собой способ обеспечения исполнения обязательства. Как правило денежного обязательства по оплате транспортных услуг.
По договору (заявке) перевозки право удержания, возникает у перевозчика в случаях, когда в рамках этой перевозки у заказчика образовался долг по оплате провозной платы.
По договору транспортной экспедиции такое же право возникает и для расходов экспедитора которые должны быть покрыты заказчиком.
Моментом возникновения права является момент, с которого возникает просрочка оплаты. Это может быть, например просрочка оплаты аванса.
Условия для применения удержания:
— груз принадлежит заказчику (грузоотправителю) на праве собственности или ином вещном праве (например праве аренды);
— удержание не запрещено договором, или иным законом (например УАТ РФ, КТМ РФ) для договора перевозки грузов (п. 4 ст. 790 ГК РФ) / удержание разрешено договором для договора транспортной экспедиции (п. 3 ст. 3 Закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ);
— по договору перевозки в рамках которого передан груз имеется задолженность.
Соответственно во всех иных случаях груз нужно выдать.
Польза легального удержания заключается не только в том, что позволяет понудить контрагента исполнить обязательство, но позволяет защититься от предусмотренных договором мер ответственности, например от штрафа за просрочку доставки груза.
Как наказать перевозчика и защититься от шантажа удержанием груза?
По мнению наших транспортных юристов, стоит установить в договорах прямой запрет на такие действия. А в дополнение к этому установить штраф за просрочку доставки груза.
Так можно решить проблему как с наказанием недобросовестных контрагентов финансово, так и облегчить себе возврат имущества.
Что делать если вы попали в такую ситуацию?
Во-первых, не лишено смысла обратиться в полицию, особенно если перевозчик, который не отдает груз заключил договор не с собственником имущества, а посредником. Причем обратиться стоит собственнику груза и непосредственному заказчику перевозки по договору. Либо если так сложилось, что у лица удерживающего имущество нет документов подтверждающих законность его действий.
Если такой способ вам не помог, остается только один вариант, обращаться в суд.
В суде вам будет доступно два способа защиты ваших прав, истребование имущества, либо в случае, если оно было утрачено взыскание его стоимости.
Звоните по телефону +7 (964) 717-77-90или оставьте заявку на сайте
Правовые аспекты играют ключевую роль в решении конфликтов. Мы предоставляем бесплатный доступ к нашим эффективным инструкциям и чек-листам, основанным на 15-летнем опыте нашей юридической организации. Наша цель — помочь избежать юридических проблем и повысить шансы на успешное разрешение конфликтов в рамках закона.
Тарасенко Анастасия Александровна
Юрист по судебным спорам
Специалист по патентоведению
Опыт более 18 лет
Основные права потребителя
которые необходимо знать
Шаблон претензии на уплату неустойки
Готовый шаблон претензии
Ваши права при взыскании неустойки
Какие права у вас есть и как их эффективно использовать при взыскании неустойки
Юридическая помощь при претензиях на уплату неустойки
Полезные советы от юристов для защиты ваших интересов и получения компенсации за нарушение условий договора
Защита прав потребителей в интернете
Советы и рекомендации
ПОЛУЧИТЬ ДОКУМЕНТЫ (PDF)
Уже скачали 1 653