Правовая защита товарного знака регулируется ст. 1484 ГК РФ. В законе сказано, что лицо, зарегистрировавшее знак в Роспатенте, приобретает на него исключительные права, то есть никто не может пользоваться его маркой без согласия. Поскольку право на собственный товарный знак является интеллектуальным имущественным правом, владелец может распоряжаться им как угодно — в частности, продать франшизу, давая таким образом возможность другому ИП или юридическому лицу выступать под его знаком для получения прибыли.
Закон гарантирует исключительное право на ТМ, но конкуренты часто не соблюдают его, пользуясь чужим или схожим наименованием и дизайном. Факт нарушения признается, если продукт имеет тот же класс по МКТУ.. Исключение составляет одна из трех ситуаций:
Во всех остальных случаях ИП или организация, оформившие товарный знак первыми, имеют право на юридическую защиту и выплату компенсации.
Иногда нарушитель сам не знает о нарушении. Пример — множество магазинов с простыми названиями («Надежда», «Алина» и т. п.), которые не стремятся регистрировать товарные знаки. Если ТМ с таким названием будет зарегистрирована, владельцам остальных точек придётся понести наказание по закону.
Проблему можно решить мирно — прекращением использования чужой символики, однако это не всегда возможно и зачастую правообладателям приходится идти с исковым заявлением в государственные органы. Это единственный действенный способ защиты исключительного права на товарный знак, если правонарушитель отказывается от переговоров.
Обращаться можно:
При предъявлении требований в судебном органе истец должен обосновать сумму ущерба, причинённого ему путем незаконного использования его торговой марки.
Правообладатель имеет право потребовать, чтобы лицо, незаконно использовавшее его торговую марку:
Если в результате виновных действий заявитель понес крупный ущерб, взыскание за незаконное использование товарного знака может быть не только административным, но и уголовным.
В сложных и конфликтных случаях стоит обратиться к профессиональным юристам, так как сотрудничество с ними — залог того, что убытки будут компенсированы по максимуму. Не всегда защита исключительного права на товарный знак — простая задача, и только специалист с опытом в этой сфере способен добиться максимального результата.
Перед подачей заявления на регистрацию товарного знака необходимо проверить, не зарегистрирован ли ранее аналогичный. Роспатент отклоняет заявки, если название компании слишком похоже на другие, уже имеющиеся в реестре. Дальнейшие действия предпринимателя:
вынесение решения.
Для подготовки заявки необходимо составить перечень услуг и товаров, на которые будет распространяться товарный знак и классифицировать товары и услуги по МКТУ.
Длительность всей процедуры законом формально не определена, но на практике на нее уходит примерно 1 год. При успешном прохождении всех этапов на руки заявителю выдается свидетельство о присвоении права интеллектуальной собственности на товарный знак. Если поданная заявка на регистрацию товарного знака отклонена Роспатентом, отказ можно оспорить. Лучше делать это с помощью профессионалов, специализирующихся именно на этой области юриспруденции.
Регистрация собственного брэнда — процедура, которая длится всего лишь год, но ее можно расценивать как инвестицию в будущее бизнеса. Хороший товарный знак влияет на успешность компании, доверие к ней и, соответственно, прибыль, а также защищает предпринимателей от посягательств непорядочных людей, пытающихся заработать на чужом незнании законов.
Брэндов регистрируем ежегодно
оказываем юридические услуги
информация открыта в справочниках 2гис, Яндекс, Гугл
Всегда идем навстречу клиентам
Устная консультация по интеллектуальным правам | 1 день | 3000 руб. |
Подготовка и подача заявки на регистрацию брэнда, логотипа, товарного знака. | 3 - 7 дней | 15000 руб. |
Регистрация товарного знака, брэнда логтипа "под ключ" (минимальная цена от) | 1 год | 45000 руб. |