Защита исключительных прав на товарный знак

Правовая защита товарного знака регулируется ст. 1484 ГК РФ. В законе сказано, что лицо, зарегистрировавшее знак в Роспатенте, приобретает на него исключительные права, то есть никто не может пользоваться его маркой без согласия. Поскольку право на собственный товарный знак является интеллектуальным имущественным правом, владелец может распоряжаться им как угодно — в частности, продать франшизу, давая таким образом возможность другому ИП или юридическому лицу выступать под его знаком для получения прибыли.

Защита исключительного права на товарный знак — когда это необходимо

Закон гарантирует исключительное право на ТМ, но конкуренты часто не соблюдают его, пользуясь чужим или схожим наименованием и дизайном. Факт нарушения признается, если продукт имеет тот же класс по МКТУ.. Исключение составляет одна из трех ситуаций:

  • правообладатель заключил соглашение об отчуждении интеллектуальной собственности, в результате чего торговая марка перешла в собственность другого лица;;
  • было оформлено лицензионное соглашение, вследствие чего право перестало быть исключительным;
  • правообладатель не реализовывал своё право на товарный знак в течение трёх и более лет непрерывно — если так произошло, аннулируется режим правовой охраны и любое другое лицо может потребовать продать ему исключительные права, а при отказе даже обратиться в суд.

Во всех остальных случаях ИП или организация, оформившие товарный знак первыми, имеют право на юридическую защиту и выплату компенсации.

Способы защиты исключительного права на товарный знак

Иногда нарушитель сам не знает о нарушении. Пример — множество магазинов с простыми названиями («Надежда», «Алина» и т. п.), которые не стремятся регистрировать товарные знаки. Если ТМ с таким названием будет зарегистрирована, владельцам остальных точек придётся понести наказание по закону.

Проблему можно решить мирно — прекращением использования чужой символики, однако это не всегда возможно и зачастую правообладателям приходится идти с исковым заявлением в государственные органы. Это единственный действенный способ защиты исключительного права на товарный знак, если правонарушитель отказывается от переговоров.

Обращаться можно:

  • в полицию (если есть признаки состава преступления по ст. 180 УК — крупного ущерба или неоднократного нарушения);
  • в ФАС (при наличии признаков недобросовестной конкуренции);
  • в суд (предварительно составив досудебную претензию).

При предъявлении требований в судебном органе истец должен обосновать сумму ущерба, причинённого ему путем незаконного использования его торговой марки.

Взыскание за незаконное использование товарного знака

Правообладатель имеет право потребовать, чтобы лицо, незаконно использовавшее его торговую марку:

  • изъяло из оборота всю продукцию с поддельным или скопированным знаком;
  • возместило убытки и выплатило компенсацию;
  • прекратило использовать обозначение, ранее зарегистрированное за другим юридическим лицом или ИП.

Если в результате виновных действий заявитель понес крупный ущерб, взыскание за незаконное использование товарного знака может быть не только административным, но и уголовным.

В сложных и конфликтных случаях стоит обратиться к профессиональным юристам, так как сотрудничество с ними — залог того, что убытки будут компенсированы по максимуму. Не всегда защита исключительного права на товарный знак — простая задача, и только специалист с опытом в этой сфере способен добиться максимального результата.

Как зарегистрировать товарный знак

Перед подачей заявления на регистрацию товарного знака необходимо проверить, не зарегистрирован ли ранее аналогичный. Роспатент отклоняет заявки, если название компании слишком похоже на другие, уже имеющиеся в реестре. Дальнейшие действия предпринимателя:

  • подача заявления;
  • формальная экспертиза — рассмотрение корректности документации;
  • экспертиза по существу (если предыдущий этап пройден с положительным результатом);
  • вынесение решения.

вынесение решения.

Для подготовки заявки необходимо составить перечень услуг и товаров, на которые будет распространяться товарный знак и классифицировать товары и услуги по МКТУ.

Длительность всей процедуры законом формально не определена, но на практике на нее уходит примерно 1 год. При успешном прохождении всех этапов на руки заявителю выдается свидетельство о присвоении права интеллектуальной собственности на товарный знак. Если поданная заявка на регистрацию товарного знака отклонена Роспатентом, отказ можно оспорить. Лучше делать это с помощью профессионалов, специализирующихся именно на этой области юриспруденции.

Регистрация собственного брэнда — процедура, которая длится всего лишь год, но ее можно расценивать как инвестицию в будущее бизнеса. Хороший товарный знак влияет на успешность компании, доверие к ней и, соответственно, прибыль, а также защищает предпринимателей от посягательств непорядочных людей, пытающихся заработать на чужом незнании законов.

Преимущества

100+

Брэндов регистрируем ежегодно

15 лет

оказываем юридические услуги

Положительные отзывы клиентов

информация открыта в справочниках 2гис, Яндекс, Гугл

Комфортные условия оплаты

Всегда идем навстречу клиентам

Стоимость услуг в Москве

Стоимость услуги зависит от объема документов и затраченного времени юриста.
Устная консультация по интеллектуальным правам 1 день 3000 руб.
Подготовка и подача заявки на регистрацию брэнда, логотипа, товарного знака. 3 - 7 дней 15000 руб.
Регистрация товарного знака, брэнда логтипа "под ключ" (минимальная цена от) 1 год 45000 руб.

Написать нам

Ваша фамилия *
Ваше имя *
Телефон *
Email *
Удобное для звонка время по Москве
C
До
Сообщение