Закон о защите прав потребителей изменения 2022

С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый Федеральный закон, содержащий перечень изменений во всем известный Закон о защите прав потребителей. Изменения были приняты 1 мая 2022 года.

Что это за изменения

Новый Закон конкретизирует норму Закона о защите прав потребителей о недопустимых условиях договора, ущемляющих права потребителя. В тексте будет содержаться открытый перечень таких условий. Ознакомимся с несколькими особенно важными изменениями.

Изменения, касающиеся персональных данных

Теперь продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не имеет права отказать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством РФ или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.

Перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

За совершение соответствующих действий предусмотрено наложение административного штрафа на продавца:

  • на должностных лиц - от 5 до 10 тыс. руб.
  • на юрлиц - от 30 до 50 тыс. руб.

Чем обусловлены изменения

В условиях быстрого развития интернет-технологий  участились случаи жалоб потребителей на отказ продавцов (исполнителей) от заключения, исполнения, изменения, расторжения договора купли-продажи или оказания услуг при условии непредставления покупателем своих персональных данных.

Что такое персональные данные

Персональные данные - это любая информация, относящаяся к физическому лицу. Полного перечня таких данных в законах не содержится, но подразумеваются следующие данные:

  • Фамилия Имя Отчество
  • Пол
  • Дата и место рождения
  • Место проживания и регистрации
  • Образование
  • Семейное положение
  • Должность
  • Номер телефона, адрес электронной почты

Каждая организация по своему усмотрению и в зависимости от целей использования требует определенные личные данные у своих работников, которые, собственно, и считаются персональными в данной компании.

Виды персональных данных

  • Общие (ФИО, номер телефона, семейное положение и т.д.)
  • Специальные (политические взгляды, состояние здоровья, данные о судимости и т.д.)
  • Биометрические (отпечатки пальцев, группа крови, анализ ДНК и т.д.).
  • Иные (то, что нельзя отнести к трем вышеизложенным видам)

Формально, если Вы ввели свои ФИО, электронную почту, номер телефона в форму на сайте, это автоматически становится персональными данными, так как относится конкретно к Вам как к физическому лицу.

Кстати, всем известные файлы cookie, о сборе которых часто появляется предупреждение на различных сайтах, также являются персональными данными пользователя.

Обработка и использование персональных данных разрешается только с согласия субъекта.

Другие изменения в Законе

  • Помимо изменений, касающихся персональных данных, в новой редакции Закона о защите прав потребителей сказано об ответственности за так называемое навязывание дополнительных товаров и услуг при совершении покупки. Нам всем это хорошо известно. Пожалуй, каждый хоть раз сталкивался с навязыванием, например, расширенной гарантии на товар, страховки при получении кредита или дополнительного (не всегда нужного) оборудования или комплектующих.
  • Если в процессе покупки товара или услуг продавец (исполнитель) понимает, что понадобятся дополнительные расходы со стороны покупателя, он обязан его об этом предупредить и получить согласие покупателя. Требовать оплаты дополнительных услуг после их оказания продавец не сможет.
  • Отныне продавец не сможет диктовать форму оплаты товара/услуги покупателю. Выбор оплаты (наличный или безналичный) остается за покупателем.
  • Продавец не сможет ограничить перечень требований, которые покупатель может предъявить в случае покупки некачественного товара или оказания некачественной услуги. Ведь по Закону о защите прав потребителей покупатель вправе на свое усмотрение требовать вернуть деньги, устранить выявленные недостатки, заменить товар на аналогичный или уменьшить цену. Таким образом, продавцу запретят ограничить список возможных требований, например, только двумя пунктами.
  • Потребитель вправе сразу обращаться в суд при нарушении своих прав, как потребителя (кроме случаев, закрепленных в Законе). Вовсе необязательно соблюдать досудебный порядок.
  • Если в товаре/услуге был выявлен недостаток во время гарантийного срока, покупатель не обязан доказывать наличие этого недостатка. Бремя доказывания на период действия гарантии лежит на продавце.

Полный текст нового Закона можно найти в открытом доступе в сети Интернет. Закон о защите прав потребителей 2022 в новой редакции также доступен.

На самом деле как такового, ничего нового в данном Законе нет. Все эти условия уже были изложены в разных формах в других нормативно-правовых актах. Но факт закрепления данных положений в одном Законе по мысли чиновников должен стимулировать продавцов соблюдать права потребителя.

Нужна помощь в составлении претензии продавцу или иска в суд? Наш юрист по защите прав потребителей готов Вам помочь!

Обратиться к юристу по защите прав потребителей

Ваша фамилия *
Ваше имя *
Телефон *
Email *
Удобное для звонка время по Москве
C
До
Сообщение
Прикрепить фаил