


Незаконная рассылка рекламы. Как отсудить деньги за навязчивые звонки и сообщения

Содержание статьи
Мы давно привыкли к таким видам рекламы, как баннеры, листовки, видеоролики и буклеты. Но рассылка через смс, электронную почту, пуш-уведомления и навязчивые телефонные звонки появились не так давно, поэтому не все привыкли к такому виду рекламных сообщений, а многих она попросту раздражает, особенно когда человек не давал своего согласия на получение такого рода информации.
Как и любой другой вид, данная реклама попадает под действие Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. №38, а значит должна быть добросовестной и достоверной согласно ст. 5. Правда, законодатели не предусмотрели никакого уточнения, что конкретно означают эти слова. Зато раскрыли нам подробную информацию, что считается информацией недобросовестной. Более подробно на тему достоверности и добросовестности рекламы поговорим в наших следующих статьях.
За соблюдением ФЗ №38 «О рекламе» тщательно следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), в том числе рассматривает обращения граждан по заявлениям о несоответствии закону такой рекламы или о незаконной рассылке. Именно о втором пункте мы поговорим сегодня в данной статье более подробно. Образец заявления в ФАС о незаконной рассылке рекламы Вы можете скачать ниже.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Незаконная рассылка рекламы. Как отсудить деньги за навязчивые звонки и сообщения
смотреть подробнее
В чем суть
Реклама с помощью рассылки любого вида (будь то sms, push-уведомления, e-mail, телефонные звонки и другие) неминуемо связана с использованием персональных данных получателя. Согласие на обработку персональных данных, а также согласие на получение сообщений рекламного характера дается человеком непосредственно компании. Если компания не собирается самостоятельно отправлять сообщения, а планирует привлекать подрядчиков, в документах обязательно должно быть указано, что персональные данные могут быть переданы третьим лицам, а человек, подписывающий согласие, уведомлен о данном пункте. Обычно эти нюансы прописываются в памятках и дополнительных документах, которые мало кто читает или читает невнимательно, особенно если речь не о физических бумагах, а об анкетах при регистрации на сайте компании.
Наверняка Вы хотя бы раз видели «окошко» на сайте с подписью «нажимая кнопку зарегистрироваться, Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с условиями оферты».

Добросовестные компании в этом тексте делают ссылку на полный документ, в котором содержатся эти самые условия. Читают ли его люди – другой вопрос. Во всяком случае, сделать это можно (и нужно!).
Под обработкой персональных данных понимается целый ряд действий или их часть в зависимости от решения компании: сбор, хранение, систематизация, использование, передача третьим лицам, обезличивание, удаление и т.д. Но в любом случае эта обработка может быть совершена только с добровольного согласия! Согласие фиксируется не только с помощью личной подписи человека на бумаге, но и путем проставления вышеупомянутой галочки напротив соответствующего пункта на интернет-ресурсе компании.
Обработка персональных данных без согласия запрещена и нарушает Федеральный Закон «О персональных данных» №152 от 27.07.2006 г. Наказание за данный вид правонарушения составляет от 15 до 75 тысяч рублей для юрлиц.
Чтобы узнать стоимость услуг юриста, свяжитесь с нами любым удобным способом
Звоните по телефону +7 (964) 717-77-90или оставьте заявку на сайте
Что делать, если Вам приходит навязчивая реклама
Для начала стоит убедиться, что Вы действительно не давали своего согласия на получение сообщений. Очень часто люди быстро забывают о том, что именно и когда они подписали. Возможно, Вы спешили или не придали значения галочке в анкете, а может, и вовсе подписали «не глядя». Внимательно прочитайте договор со своим мобильным оператором и условия оказания услуг связи, а также договор с компанией-отправителем сообщений.
По закону Вы не обязаны доказывать, что не давали своего согласия на рассылку. Это компания-отправитель должна будет убедить проверяющие органы в том, что согласие от Вас было получено. Но, стоит ли тратить нервы и время, если Вы действительно в свое время согласились на получение рекламных сообщений. Гораздо проще и эффективнее будет обратиться к отправителю с просьбой прекратить отправку.
Если Ваше согласие, так или иначе, получено компанией, которая рассылает рекламу, любые претензии о рассылке будут необоснованны. Но не стоит расстраиваться, любую рассылку можно прекратить по Вашему желанию.
Куда обращаться, чтобы рекламная рассылка прекратилась
Если речь идет об электронной рассылке (с помощью писем на Ваш e-mail), чаще всего в самом конце письма (часто светлым малозаметным шрифтом) написано о возможности отказа от рассылке. Кликая на эту ссылку, Вы автоматически попадете на страницу, где необходимо подтвердить Ваше намерение об отказе от получения писем рекламного характера. Отправители часто просят указать причину Вашей отписки. Писать об этом Вы не обязаны, но если хотите, можете указать, что именно Вас раздражает.
Что касается push-уведомлений в приложениях на мобильных устройствах, достаточно зайти в личный кабинет существующего приложения, от которого приходит рассылка, либо в настройки, и убрать галочки в полях о получении данных уведомлений.
Сложнее всего ситуация обстоит с sms-оповещениями и телефонными звонками. Для прекращений получения рекламных сообщений и бесконечных звонков, чаще всего необходимо обращаться отправителю напрямую (иногда достаточно звонка на горячую линию, Ваш номер будет удален из базы рассылки). Порой приходится писать письменный запрос в адрес компании или обращаться непосредственно в магазин/офис.
Отказать в обращении Вам не могут. По первому требованию Ваш телефон должен быть удален из базы, а сообщения немедленно прекратятся. В случае со звонками можно заблокировать номер телефона, с которого поступают звонки, но, как правило, это не всегда работает, и звонки могут продолжаться уже с другого.
Если рассылка не прекращается, и у Вас есть доказательства обращения в компанию об отказе от рассылки, смело обращайтесь в ФАС.
А если я уверен, что не давал согласия на получение сообщений
Если Вы абсолютно уверены, что никогда ничего не подписывали и не соглашались на получение уведомлений, это серьезный повод обратиться в ФАС и защитить свои права, а заодно наказать отправителя за незаконную рассылку.
За незаконную отправку даже одной sms юридическое лицо могут оштрафовать на сумму до 500 000 рублей! Наказание предусмотрено ЗА КАЖДЫЙ доказанный факт отправки сообщения. Если речь идет о рекламе, связанной с лекарственными средствами, БАДами, а также кредитными продуктами, сумма может составить аж 800 000 рублей.
Обратиться в ФАС можно напрямую, записавшись на личный прием (график приема граждан обычно публикуется на сайте, а запись осуществляется по телефону или прямо на сайте), путем отправки письма через почту России или отправив электронное обращение через форму на официальном сайте органа.
Алгоритм действий при обращении в ФАС по поводу навязчивой рекламы:
- Сформулируйте грамотное обращение
Заявление в ФАС составляется в свободной форме. Документ должен содержать Ваши данные, данные отправителя рекламной рассылки (наименование, местонахождение, любая известная контактная информация), период получения Вами рассылки, номера телефонов (на который поступала реклама и с которого она отправлялась), любые другие значимые факты, а также Ваши требования к отправителю рекламы.
Если у Вас возникли сложности или вопросы, обратитесь к грамотному юристу, имеющему опыт взыскания по подобным делам. Мы будем рады помочь Вам, просто свяжитесь с нами любым удобным способом для получения оперативной консультации.
- Подготовьте доказательства
Это могут быть скриншоты экрана телефона с push-уведомлениями, sms-сообщениями, распечатки писем из электронной почты, аудиозапись телефонного звонка. Кроме того, желательно запросить у своего мобильного оператора детализированную выписку полученных звонков и сообщений, которая будет служить подтверждением Ваших слов. Приложите копию обращения к отправителю о прекращении рассылки в Ваш адрес.
- Приложите согласие на раскрытие тайны связи (в письменной форме с личной подписью).
Это необходимо для осуществления проверки органом.
Образец заявления в ФАС Вы можете скачать по ссылке.
Образец согласия на раскрытие тайны связи Вы можете скачать по ссылке.
Обращение следует направлять в адрес территориального органа ФАС России, на подведомственной территории которого находится нарушитель, или в ФАС России. Жалоба в ФАС рассматривается в течение 30 дней с момента поступления, после чего Вам будет направлен письменный ответ. Через несколько дней после отправки письма Вы можете позвонить в орган и попросить входящий номер Вашего обращения для дальнейшего отслеживания.
Если Вам нужна помощь, свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом. Профессиональный юрист ответит на все Ваши вопросы и поможет составить грамотное заявление.
Представительство в судах всех инстанций — наша работа, которую мы выполняем профессионально! Доверьте нам Ваш вопрос, и мы сделаем все, чтобы Ваше дело было выиграно!

Правовые аспекты играют ключевую роль в решении конфликтов. Мы предоставляем бесплатный доступ к нашим эффективным инструкциям и чек-листам, основанным на 15-летнем опыте нашей юридической организации. Наша цель — помочь избежать юридических проблем и повысить шансы на успешное разрешение конфликтов в рамках закона.

Тарасенко Анастасия Александровна
Юрист по судебным спорам
Специалист по патентоведению
Опыт более 18 лет
Как добиться компенсации
Пошаговое руководство по процессу подачи и ведения дела против компаний, нарушающих законы о рекламе, для получения компенсации
Список ключевых документов и доказательств
Документы для иска по незаконной рекламе и навязчивым звонкам
Как избежать ошибок при подаче жалобы
Распространенные ошибки при подаче иска за незаконную рекламу и советы по их предотвращению
5 шагов к успешному возмещению убытков за навязчивые рекламные звонки
Пошаговая инструкция по подаче и выигрышу дела против нарушителей рекламы, включая сбор доказательств и взаимодействие с юристом
Как подать иск за навязчивые рекламные сообщения
Правила и рекомендации

ПОЛУЧИТЬ ДОКУМЕНТЫ (PDF)
Уже скачали 1 653
Рубрики
Читайте также:



