Почти каждый день мы совершаем покупки, но порой сталкиваемся с ситуацией, когда товар не соответствует заявленному качеству или просто нам не подошел. В обоих случаях покупатель хочет забрать свои деньги и вернуть товар продавцу. Закон, безусловно, предусматривает такую возможность и защищает права потребителя. Существует разница в процедуре возврата в зависимости от того, в чем именно заключается Ваша претензия, и какой товар Вы приобрели у продавца.
В этой статье разберемся, в чем отличия между товаром надлежащего качества и товаром ненадлежащего качества, как написать претензию на товар, что можно требовать у продавца и так далее. Ниже Вы можете скачать ОБРАЗЕЦ претензии на товар, ОБРАЗЕЦ претензии на возврат товара ненадлежащего качества, ОБРАЗЕЦ претензии на возврат или обмен товара надлежащего качества и другие полезные документы.
Для начала необходимо разобраться, что это вообще за понятие – некачественный товар. Некачественным товаром считается вещь с заводским браком, конструктивным недостатком, испорченным внешним видом или имеющая дефект, влияющий на потребительские характеристики. Браком считаются исключительно недостатки, возникшие по вине производителя или продавца. Также если Вы не можете использовать вещь по прямому назначению вследствие неисправности, товар не соответствует нормам ГОСТ, ТУ и другим необходимым требованиям, товар не был сертифицирован или промаркирован, или если вообще вещь не соответствует тем характеристикам, которые заявлял продавец, или которые прописаны в договоре купли-продажи.
Если товар имеет гарантийный срок и Вы в этот срок «уложились», процедура возврата существенно упрощается. Если же гарантийный срок не указан или не установлен, обратиться к продавцу придется, опираясь на Закон о защите прав потребителей. Будьте готовы к возможной необходимости проведения дополнительных экспертиз товара, наберитесь терпения и следуйте нашим инструкциям.
А если Вам не хочется вдаваться в подробности и тратить свое время на переговоры с продавцом, доверьте нам решение Вашего вопроса! Юрист по защите прав потребителей с многолетним опытом даст исчерпывающую консультацию по вопросу возврата товара, составит грамотную претензию и, при необходимости, будет представлять Ваши интересы в суде.
Как составляется претензия на товар ненадлежащего качества, если он еще на гарантии? Производитель уже на этапе производства того или иного товара указывает в соответствующей документации его гарантийный срок или маркирует срок годности. Гарантийный срок на товар указывается именно для возможности беспрепятственного возврата товара продавцу (возврата покупателю денежных средств, замены товара на аналогичный или осуществления необходимого ремонта/возмещения потраченных средств на ремонт). Продавец обязан это сделать в течение 10 дней со дня обращения покупателя (предъявления претензии). За каждый день просрочки выплаты продавец должен будет оплатить неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. Заменить товар продавец должен в течение недели (в случае необходимости проведения дополнительных проверок и экспертиз – в течение 20 дней).
Как и любая другая претензия, претензия на некачественный товар составляется письменно в двух экземплярах. Отправить ее можно заказным письмом с уведомлением в адрес продавца, либо вручить лично (на втором экземпляре претензии следует попросить расписаться лицо, принявшее документ). ОБРАЗЕЦ претензии на возврат товара Вы можете скачать ниже или сразу обратиться к профессиональному юристу за помощью.
Случается и так, что по определенным причинам гарантийный срок на товаре не указан или он вообще не установлен производителем. В этом случае согласно п.1 ст.19 Закона о защите прав потребителей, Вы можете предъявить претензию в течение двух лет со дня приобретения товара.
Следует отметить, что срок в 2 года действует не только для товаров без указанного гарантийного срока. Если Вы купили товар, срок гарантии уже вышел, но в течение двух лет Вы обнаружили заводской брак (и можете это доказать), а ранее его обнаружить возможности не было, Вы также имеете право обратиться с письменной претензией на некачественный товар.
Чаще всего, особенно когда речь идет о технике, продавцы сразу после предъявления претензии отправляют товар на экспертизу, чтобы установить причину неисправности. У многих магазинов есть даже собственные сервисные центры, оперативно реагирующие на обращения покупателей. Обычно срок проведения экспертизы занимает не более 10 дней. Если покупатель обратился в течение гарантийного срока, то оплата экспертизы происходит за счет продавца, если же в ходе проверки будет установлена вина покупателя, продавец не только откажет в предъявленных требованиях, но и может попросить покупателя возместить стоимость проведения экспертизы. Если же у покупателя возникли сомнения в добросовестности выполнения проверки, он имеет право обратиться в независимую экспертную компанию, оплатим при этом стоимости услуги. В случае подтверждения его догадок, покупатель вправе не только повторно предъявить претензию, но и пойти в суд с требованием вернуть потраченные на экспертизу денежные средства.
Очень важно сохранять все документы о совершении покупки (чеки, накладные, договор, гарантийный талон, сертификаты и любые другие бумаги, которые помогут Вам защитить Ваши права потребителя в случае необходимости). Но даже при отсутствии документов, претензию предъявить можно. Вы можете запросить данные о гарантии на товар у производителя, а подтвердить покупку свидетельскими показаниями и выписками с банковской карты (при наличии свидетелей и при условии безналичной оплаты).
В письменной претензии покупатель может требовать от продавца:
Если товар был приобретен в кредит, покупатель вправе требовать возместить проценты, выплаченные Банку.
Если Вы приобрели сложную технику – смартфон, телевизор, ноутбук, холодильник и т.д., существует нюанс: вернуть такую покупку в случае обнаружения брака можно только в течение 14 дней со дня приобретения. После двухнедельного срока Вы сможете рассчитывать только на гарантийный ремонт. Вернуть деньги получится только в случаях если:
Законом не закреплено обязательное требование соблюдать досудебный порядок в вопросе возврата товара ненадлежащего качества. Вы можете сразу обратиться в суд. Но все же есть несколько неоспоримых преимуществ в соблюдении этого порядка и предварительной подготовки претензии в адрес продавца. Разберемся, почему это нужно:
Образец претензии магазину на возврат товара Вы можете скачать ЗДЕСЬ или обратиться за помощью к нашему профессиональному юристу по защите прав потребителей.
Законом не закреплена обязательная форма претензии. Главное соблюдать несколько правил:
Напомним, что претензия на возврат товара ненадлежащего качества составляется в двух экземплярах.
Если в ходе составления претензии у Вас возникли сложности, мы будем рады Вам помочь! Просто напишите нам в форму обратной связи или позвоните! Исчерпывающая консультация юриста по защите прав потребителей не оставит у Вас сомнений и вопросов.
Как мы уже писали выше, Вы можете отправить претензию почтой (заказным письмом с уведомлением в адрес продавца), либо вручить лично. Первый способ считается более надежным, так как продавец, администратор или другое лицо, которое оказалось рядом с Вами в момент передачи документа, может просто отказать в приемке. В этом случае Вам так или иначе придется отправлять ее почтой.
Если отправленная претензия на возврат денежных средств за товар не дала результатов (продавец отказал в предъявленных требований или вообще не ответил на Вашу претензию), смело обращайтесь в суд. За основу иска можно взять текст ранее составленной претензии.
Госпошлину оплачивать не нужно!
Если Вы не можете составить иск самостоятельно или не уверены в некоторых вопросах, мы будем рады Вам помочь! Юрист по защите прав потребителей даст Вам исчерпывающую консультацию и составит грамотный иск.
В случаях, когда общая сумма требований по иску составляет меньше 100 000 рублей, исковое заявление подается в мировой суд по адресу проживания истца (покупателя) или месту регистрации ответчика (продавца). Если же запрашиваемая сумма больше 100 000 рублей, исковое заявление направляется в адрес районного суда.
Алгоритм действий:
Помните, что грамотно составленный документ, будь то претензия или иск, - это уже половина успеха! Продавцам не выгодно и бессмысленно вступать в конфликт с подготовленными покупателями, которые не боятся отстаивать свои права. Обратитесь за помощью к нашему юристу по защите прав потребителей, и мы сделаем все, чтобы Ваши требования были удовлетворены в полном объеме.
Безусловно, всегда мы сталкиваемся с некачественным товаром. Порой с ним все в порядке, просто вещь не подошла по размеру/фасону/цвету или просто перестала быть нужна, пока мы ждали доставку. Закон предусматривает возможность вернуть или обменять любой товар кроме определенных категорий, указанных в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (с текстом документа можно ознакомиться по ссылке) в течение 14 дней (не считая дня покупки).
Главные условия возврата:
Процедура возврата товара надлежащего качества ничем не отличается от той, что описана в статье выше. Многие продавцы, не желая вступать в конфликт удовлетворяют даже устно заявленную претензию (достаточно просто прийти и вернуть товар в магазин, сообщив, что он Вам не подошел). Крупные торговые сети и известные бренды даже обучают своих консультантов при продаже товара сообщать покупателю о его праве вернуть товар в течение законных 14 дней.
Если все же Вы столкнулись с ситуацией, когда продавец отказывается принять товар надлежащего качества, составляйте письменную претензию по алгоритму выше.
Скачать образец претензии на возврат товара надлежащего качества можно ЗДЕСЬ
Если после прочтения статьи у Вас остались какие-либо вопросы, или Вам нужна помощь в составлении претензии или искового заявления – команда профессиональных юристов по защите прав потребителей готова Вам помочь! Просто позвоните нам или напишите в форму обратной связи.
28 ноября 2022
21 ноября 2022
28 октября 2022